Для развития страхования, не ожидая реального подъема экономики России и обусловленного этим подъемом повышения спроса на страховые услуги со стороны предпринимателей и домашних хозяйств, следует решить ряд серьезных задач, непосредственно связанных с совершенствованием деятельности самих профессиональных участников страхового рынка: разработать и активно внедрять страховые продукты, в максимальной степени отвечающие интересам населения; проводить политику максимальной информационной открытости, естественным образом ведущую к повышению доверия со стороны населения к страховщикам; разработать меры по развитию деятельности страховых брокеров и агентов; проводить политику разъяснения достоинств страхования в целом и отдельных видов страхования.
«Существует мнение о целесообразности широкомасштабного введения для решения задач обязательных видов страхования, в результате внедрения которых население познакомится с достоинствами страхования и в дальнейшем посчитает для себя необходимым приобретение страховых полисов, покрывающих различные типы рисков»1.
Тот относительно устойчивый круг потребителей страховых услуг, который уже сложился на российском страховом рынке к данному моменту, - это фактически предел, это максимум того, чего можно было достигнуть при экстенсивном развитии спроса на страхование в нашей стране. Двигаться дальше можно только за счет включения в сферу страхования новых потребительских групп, которые как раз и отличаются ограниченной платежеспособностью. Повышение уровня дохода населения - необходимое и важное условие развития рынка страхования.
Движению вперед очень серьезным образом мешает то, что существенной чертой господствующей на отечественном страховом рынке идеологии является игнорирование реальных интересов страхователя. В сложившейся на этом рынке системе отношений главной целью является страховщик, а страхователь всего лишь средство, существование которого должно быть подчинено интересам страховщика.
В наше стране долгое время игнорировались проблемы развития страхования в целом. Сегодня, когда основной упор делается на широкое развитие обязательных видов страхования, может сложиться ситуация, когда без внимания останутся интересы потребителя.
Для развития отрасли необходимо приоритетное внимание к поиску путей и механизмов развития добровольных видов страхования. Работа по расширению клиентской базы рынка должна вестись с учетом реального состояния платежеспособного спроса отечественного страхователя. Страховое сообщество должно добиваться от государства не принудительного отъема денег у населения в пользу страховщиков, а осуществления обоснованных мер по развитию добровольного страхования на строго научной базе.
Концептуальной основой решения этой наиболее актуальной на сегодняшний день задачи должен стать программный документ. В подготовке этого документа должны принять участие представители всех членов страхового сообщества, включая страхователей, а одну из ведущих ролей в этом деле должно играть Всероссийское научное страховое общество (ВНСО), поскольку без глубокого пути решения назревших проблем отечественного страхования невозможно.
При выходе российской экономики из состояния депрессии потребность в страховых услугах будет расти вместе с ростом объемом хозяйственной деятельности. Во многих отраслях страхование является необходимой предпосылкой экономического роста, его составной компонентой.
Полезная информация:
Возникновение социального страхования в России
Социальное страхование – это система мер, направленная на обеспечение социальной защищенности занятого населения от возможного изменения материального или социального положения. Россия значительно позже многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных работников. Как известно ...
Потребительское кредитование в России
За предыдущие двадцать лет представления о банках совершенно изменились. Банковская система России имеет обширные разветвления и состоит из различных кредитных организаций, представительств иностранных банков, а регулирующим органом деятельности банков в России является Центральный Банк. Современны ...
Структура управления и нормативно правовая деятельность Национального банка
Органами управления Национального Банка Казахстана являются Правление и Совет директоров (Директорат). Высшим органом управления Национального Банка Казахстана является Правление. Правление Национального Банка Казахстана состоит из девяти человек. В состав Правления Национального Банка Казахстана в ...