Данные приведенной таблицы свидетельствуют, что, прежде всего в первую группу включены активы, свободные от риска. Действительно, денежная наличность и остатки на корреспондентском счете и других счетах в Национальном Банке Украины по первому требованию могут быть направлены на выплату вкладов, покрытие долгов и расходов банка.
А во вторую и третью группы входят активы с минимальным риском. К ним относятся, как кредиты, предоставленные центральным и местным органам власти, так и долговые ценные бумаги центральных и местных органов власти. Потеря таких средств для банка является маловероятной.
К четвертой группе, как показывает опыт, относятся наименее ликвидные активы.
А в пятую группу уже включены активы с повышенным риском.
И чтобы добиться высокой платежеспособности, коммерческий банк должен постоянно следить за качеством своих активов. Прежде всего, ему следует добиваться ликвидности или уменьшения статей с высоким коэффициентом риска.
Правда, приведенные коэффициенты риска не совсем объективны. Вряд ли во всех случаях дебиторская задолженность является объектом повышенного риска. Очевидно, завышена степень риска и в четвертой группе. Ведь зарубежный опыт показывает, что такие активы являются гарантированными и высоко ликвидными.
В условиях рыночной экономики, где главная цель деятельности коммерческих банков – это получение максимально большой прибыли, обеспечение ликвидности как главного фактора устойчивости и надежности функционирования коммерческих банков – задача сложная как для самих банков, так и для всей государственной банковской системы.
Причины этих проблем, в частности для коммерческих банков Украины, заключаются в следующем:
1) ликвидность банка и его доходность связаны обратно пропорциональной зависимостью – чем выше ликвидность баланса банка, тем ниже его доходность и, наоборот, – что явно противоречит основному предпринимательскому интересу банка – получению прибыли от своей деятельности;
2) достижение и тем более поддержание необходимого уровня ликвидности баланса банка представляет собой весьма сложную задачу, решение которой требует от работников банка профессиональных знаний, умений, наличия в сфере банковского дела соответствующих денежно-финансовых инструментов и нормативно-законодательных актов. Все это сегодня в Украинской банковской системе находятся в становлении и развитии.
Для государственной банковской системы в целом важность и необходимость управления ликвидностью коммерческих банков заключается в том, чтобы через регулирующие функции Национального банка Украины обеспечить:
- поддержание стабильности функционирования банковской системы в целом;
- исключение нарушений функциональных обязанностей в деятельности коммерческих банков как структурных звеньев всей государственной системы без вмешательства в их оперативную предпринимательскую деятельность;
- защиту интересов государства, вкладчиков и кредиторов;
- реализацию государственной денежно-кредитной и финансовой политики.
В плане решения проблем управления и регулирования ликвидностью коммерческих банков позиция и роль государства имеют первостепенное значение. Срывы в их работе из-за потери ликвидности, из-за неплатежеспособности, банкротства, необоснованности проведения рискованных операций нередко связаны с отсутствием четких и профессионально грамотных нормативно-правовых инструментов и институтов. А это снижает практическую значимость банков в скорейшем становлении и развитии рыночных отношений в финансово кредитной системе, а также наносит непоправимый вред всей государственной банковской системе и экономике народного хозяйства в целом.
Полезная информация:
Анализ кредитных рисков банка
Принимаемые ОАО "Новосибирский муниципальный банк" риски, связанные с проведением различных банковских операций, сконцентрированы по следующим направлениям: Кредитный риск. В Банке создана система управления кредитным риском, которая представляет собой совокупность мероприятий, документоо ...
Ипотечное кредитование как способ доступности жилья
Ипотечное кредитование обеспечивает возможность купить квартиру тем гражданам, которые не имеют накоплений, равных ее стоимости. Однако не все могут им воспользоваться. Следовательно, повышение доступности жилья за счет ипотечного кредитования предполагает создание условий, при которых большинство ...
Осуществление мер по
предупреждению банкротства банков
В соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» на Агентство возложены функции по осуществлению мер по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками ССВ. Предложе ...