Данные приведенной таблицы свидетельствуют, что, прежде всего в первую группу включены активы, свободные от риска. Действительно, денежная наличность и остатки на корреспондентском счете и других счетах в Национальном Банке Украины по первому требованию могут быть направлены на выплату вкладов, покрытие долгов и расходов банка.
А во вторую и третью группы входят активы с минимальным риском. К ним относятся, как кредиты, предоставленные центральным и местным органам власти, так и долговые ценные бумаги центральных и местных органов власти. Потеря таких средств для банка является маловероятной.
К четвертой группе, как показывает опыт, относятся наименее ликвидные активы.
А в пятую группу уже включены активы с повышенным риском.
И чтобы добиться высокой платежеспособности, коммерческий банк должен постоянно следить за качеством своих активов. Прежде всего, ему следует добиваться ликвидности или уменьшения статей с высоким коэффициентом риска.
Правда, приведенные коэффициенты риска не совсем объективны. Вряд ли во всех случаях дебиторская задолженность является объектом повышенного риска. Очевидно, завышена степень риска и в четвертой группе. Ведь зарубежный опыт показывает, что такие активы являются гарантированными и высоко ликвидными.
В условиях рыночной экономики, где главная цель деятельности коммерческих банков – это получение максимально большой прибыли, обеспечение ликвидности как главного фактора устойчивости и надежности функционирования коммерческих банков – задача сложная как для самих банков, так и для всей государственной банковской системы.
Причины этих проблем, в частности для коммерческих банков Украины, заключаются в следующем:
1) ликвидность банка и его доходность связаны обратно пропорциональной зависимостью – чем выше ликвидность баланса банка, тем ниже его доходность и, наоборот, – что явно противоречит основному предпринимательскому интересу банка – получению прибыли от своей деятельности;
2) достижение и тем более поддержание необходимого уровня ликвидности баланса банка представляет собой весьма сложную задачу, решение которой требует от работников банка профессиональных знаний, умений, наличия в сфере банковского дела соответствующих денежно-финансовых инструментов и нормативно-законодательных актов. Все это сегодня в Украинской банковской системе находятся в становлении и развитии.
Для государственной банковской системы в целом важность и необходимость управления ликвидностью коммерческих банков заключается в том, чтобы через регулирующие функции Национального банка Украины обеспечить:
- поддержание стабильности функционирования банковской системы в целом;
- исключение нарушений функциональных обязанностей в деятельности коммерческих банков как структурных звеньев всей государственной системы без вмешательства в их оперативную предпринимательскую деятельность;
- защиту интересов государства, вкладчиков и кредиторов;
- реализацию государственной денежно-кредитной и финансовой политики.
В плане решения проблем управления и регулирования ликвидностью коммерческих банков позиция и роль государства имеют первостепенное значение. Срывы в их работе из-за потери ликвидности, из-за неплатежеспособности, банкротства, необоснованности проведения рискованных операций нередко связаны с отсутствием четких и профессионально грамотных нормативно-правовых инструментов и институтов. А это снижает практическую значимость банков в скорейшем становлении и развитии рыночных отношений в финансово кредитной системе, а также наносит непоправимый вред всей государственной банковской системе и экономике народного хозяйства в целом.
Полезная информация:
Банковское регулирование и надзор
ЦБ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. ЦБ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ, в частности установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковско ...
Экономический механизм ипотечного кредитования для семей с низкими доходами
Для приобретения и строительства жилья для молодых семей нужно привлекать средства не только федерального и областного бюджетов, но и кредитных и других коммерческих организаций (в том числе работодателей). Можно использовать и рефинансируемые средства АИЖК при условии продления срока выдачи кредит ...
Органы управления рисками
Крупные банки обычно имеют два комитета по управлению рисками: комитет по кредитному риску и комитет по управлению активами и пассивами банка.
Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по кредитному риску, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, между ...