В связи с анализом причин финансового кризиса и поиском путей дальнейшего развития банковской системы некоторые экономисты считают необходимым осуществить переход к американской модели, позволяющей разграничить коммерческие и инвестиционные риски.
Прибыли банков, специализирующихся на отдельных операциях, могут быть достаточно велики, что делает необязательной деятельность в других сферах. Вместе с тем последние десятилетия характеризуются отчетливой тенденцией к универсализации банковских операций. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций.
Тенденция к универсализации привела к развитию услуг: финансирование инвестиционных проектов, лизинг, управление портфелем инвестиций клиентов, консультационные услуги и др. Развитие банковских услуг происходит как вследствие либерализации банковского законодательства, так и в результате различных методов обхода банками существующих законов.
Универсальный характер российских коммерческих банков во многом носит вынужденный характер, что обусловлено неразвитостью рынка ценных бумаг и сети небанковских институтов. Универсальная модель связана с повышенной рискованностью деятельности коммерческого банка, резко возрастающей в кризисных условиях, поскольку риски банка по инвестиционным вложениям не отделены от рисков по депозитно-кредитным и расчетным операциям.
Осуществление инвестиций в ценные бумаги в непосредственной связи с основной банковской деятельностью при отсутствии механизма контроля над рисками чревато угрозой утраты ликвидности банка.
Организация инвестиционных банков, имеющих особое значение для российской экономики, столь нуждающейся в долгосрочных инвестициях, в рамках формирующейся универсальной модели скорее всего может быть создания инвестиционных институтов как дочерних организаций крупных универсальных банков или формирования специализированных инвестиционных банков, действующих на основе системы государственных гарантий и льгот.
Российская экономика нуждается не только в совершенствовании имеющихся форм инвестиционной деятельности, но и в использовании новых схем взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса.
Принципиальное значение приобретает проведение банками более активной инвестиционной политики и участие в реализации высокоэффективных инвестиционных проектов. Весьма важным в этом отношении представляется анализ участия банков развитых стран в проектном финансировании.
Развитию проектного финансирования в стране препятствует неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточность ресурсов для широкомасштабного финансирования капиталоемких проектов, низкая квалификация участников проектного финансирования и другие факторы, усугубляющие проектные риски. В сложившихся условиях решение проблемы требует комплексного подхода, учитывающего интересы различных сторон.
Самые обычные налоговые методы стимулирования инвесторов в ценные бумаги, которые широко применяются в международной практике, в России не используются.
В области налоговой политики создание благоприятных условий активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций.
Полезная информация:
Вексельная форма расчетов
Ситуация, сложившаяся в российской экономике, значительные суммы неплатежей привели к необходимости использования вексельной формы расчетов. Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя-должника уплатить по наступлении срока, на который выписан вексел ...
Рынок залогов вырастет
Во многих финорганизациях считают, что расцветрынка банковских залогов только начинается. «Сегодня наблюдается тенденция к снижению стоимости залогов. Осенью финучреждения и заемщики предлагали объекты к продаже по договорной цене», — говорит Денис Дродз. Ситуаиця с проблемными долгами банков усугу ...
Потребительский кредит в Республике Беларусь
Многие фирмы, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность на рынке и сохранить или увеличить долю рынка, продают свои товары и оказывают услуги в кредит. Под кредитом обычно понимается обязательство покупателя оплатить товары или услуги, предоставленные продавцом в течение определенного промежутк ...