Управление ликвидностью коммерческого банка

Страница 1

Исходя из этих трех основополагающих факторов, формирующих политику, стратегию и повседневную деятельность коммерческих банков, исторически зарождались, развивались и совершенствовались теория и практика управления банковской ликвидностью.

Теория управления ликвидностью появилась и развивалась практически одновременно с организацией и развитием коммерческих банков. Первоначально вопрос о банковской ликвидности имел два теоретических подхода. Первый подход был основан на том, что структура активов банка по срокам должна точно соответствовать структуре его пассивов, а это практически исключало возможность проведения коммерческими банками активной политики управления своей ликвидностью. На данной теоретической основе было выработано, так называемое, золотое банковское правило, состоящее в том, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств.

Второй подход базировался на реальном несоответствии структур активов и пассивов баланса, поскольку ни один даже самый мощный коммерческий банк не застрахован от последствий финансово-кредитных явлений, постоянно происходящих в социально-экономических системах: экономических кризисов, банкротств, неплатежей по ссудам, конъюнктуры спроса и предложения на рынках ссудных капиталов денежных средств, ценных бумаг и других проявлений несбалансированности рыночных отношений. Такие явления наиболее характерны для стран, осуществляющих переход от планово-централизованной к рыночной экономике.

Все вышеуказанные и другие сложности, реально возникавшие на различных этапах развития или преобразования социально-экономических систем, требовали постоянной заботы банковского руководства о поддержании определенного уровня ликвидности. Обеспечение этого базисного условия устойчивой деятельности коммерческих банков вызвало объективную необходимость решить проблему ликвидности через возможность управления структурой баланса, т.е. возможность управления активами и пассивами коммерческих банков.

В процессе усложнения и совершенствования мировой практики банковского дела второй подход к вопросу ликвидности коммерческих банков получил дальнейшее развитие по двум основным направлениям: теории управления активами и теории управления пассивами коммерческих банков.

В настоящее время теория управления активами основывается на трех методологических утверждениях.

Первое – коммерческий банк может сохранить ликвидность, если его активы размещены в краткосрочных ссудах и своевременно погашаются. Хотя данное утверждение и находит отражение в банковских законодательствах некоторых западных стран, оно обеспечивает ликвидность лишь при нормальном экономическом развитии, но не в условиях экономического спада, когда ликвидные средства особенно необходимы. К тому же это утверждение не учитывает потребностей кредитных ресурсов в условиях развивающейся экономики, а также стабильности или нестабильности банковских вкладов.

Второе – коммерческий банк может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать другим кредиторам или инвесторам за наличные деньги. На практике источниками ликвидных ресурсов выступают отдельные виды ценных бумаг, которые можно Легко превратить в наличные деньги. Такие ценные бумаги получили в мировой практике банковского дела название «резервы второй очереди».

Третье – ликвидность коммерческого банка можно планировать, если в основу графика платежей в погашение кредитов положить будущие доходы заемщика. Следовательно, на банковскую ликвидность можно воздействовать, изменяя структуру сроков погашения кредитов и инвестиций. На практике данное утверждение вошло в основу формирования и управления портфелем инвестиций с помощью эффекта ступенчатости. Метод проведения коммерческими банками инвестиционной политики, использующей эффект ступенчатости доходов и расходов получил название диверсификация.

А теория управления пассивами, развивающая и дополняющая политику управления ликвидностью коммерческих банков, основывается на следующих двух утверждениях.

Первое – коммерческий банк может решать проблемы ликвидности путем привлечения дополнительных денежных средств, покупая их на рынке капитала. Реально данное утверждение нашло практическое воплощение в западных странах,

Второе – коммерческий банк может обеспечить свою ликвидность, прибегая к обширным займам денежных средств в федеральной резервной системе либо у банков – корреспондентов, а также к займам, получаемым на рынке евровалют.

Страницы: 1 2 3


Полезная информация:

Комплекс мероприятий по повышению сбыта предложений по личному страхованию
Страхование является одним из важных факторов обеспечения стабильности социально-экономического развития страны. Страховой рынок в Российской Федерации за последние годы развивается ускоренными темпами при общем увеличении его объемов и расширении круга предоставляемых услуг. Вместе с тем, потенциа ...

Хранение денег и других ценностей
Хранение ценностей в подразделении инкассации Сумки с проинкассированной денежной наличностью (ценностями), кассеты с денежной наличностью, изъятые из банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов, а также сумки и кассеты с денежной наличностью, предназначенные для подкрепления филиалов и ...

Виды ценных бумаг
ЦБ делятся на две большие группы – основные ценные бумаги (первичные) и производные. К основным ценным бумагам относятся акции и облигации. Акция представляет собой часть общего капитала предприятия, а владелец акции становится совладельцем предприятия. Акция не дает права владельцу требовать от пр ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru