Возложение на Агентство функций временной администрации по управлению банком планировалось только как вынужденная мера, когда были исчерпаны возможности по поиску и отбору новых инвесторов, способных вывести банк из кризисного состояния. В задачу Агентства как временной администрации входил, прежде всего, поиск потенциальных приобретателей части имущества и обязательств банка, а также передача имущества и обязательств банка приобретателю.
В отчетном периоде Агентство выполняло функции временной администрации в 4 банках. В 3 из них – в АКБ «Электроника» ОАО (Москва), КБ «Московский Капитал» (ООО) (Москва) и АКБ «МЗБ» (ЗАО) (Москва) – были осуществлены мероприятия по передаче части их имущества и обязательств в устойчивые банки – участники ССВ [68].
Это новый для России механизм, суть которого заключается в следующем. Устойчивый банк-приобретатель принимает на себя обязательства перед вкладчиками несостоятельного банка. На эквивалентную стоимость ему передаётся часть сохранившихся активов банка. В отношении того, что остается от несостоятельного банка, применяются процедуры обычного конкурсного производства. Использование данного механизма экономически выгодно для всех его участников. Вкладчики банка продолжают на прежних условиях обслуживаться в новом банке, банки-приобретатели привлекают новую клиентуру. При этом реализация данного механизма требует существенно меньших материальных, людских и временных затрат, чем обычные ликвидационные процедуры. Именно поэтому данный механизм давно и успешно применяется во многих странах мира.
ОАО «Банк ВЕФК», в котором заинтересованный инвестор отсутствовал, а перспективы реструктуризации рассматривались как возможные, в отчетном периоде был полностью взят под управление Агентства.
Финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банков осуществлялось путем предоставления займов банкам и инвесторам в соответствии с согласованными Банком России планами.
Источниками такого финансирования стали средства, предоставленные Агентству Банком России (83,05 млрд руб.), а также средства имущественного взноса Российской Федерации в Агентство, не являющиеся средствами фонда обязательного страхования вкладов (25,35 млрд руб.) [68].
Использование средств фонда обязательного страхования вкладов для целей предупреждения банкротства банков в отчетном периоде не производились.
Контроль за расходованием денежных средств, а также иными действиями Агентства, связанными с его участием в предупреждении банкротства банков, осуществлялся Советом директоров Агентства и Банком России. Отчетность предоставлялась по их запросам в установленные ими сроки, а также на регулярной основе.
Анализ показывает, что в отчетном периоде ситуация в банках, в отношении которых с участием Агентства осуществлялись меры по предупреждению банкротства, в целом стабилизировалась.
Полезная информация:
Методика построения эффективной процентной политики
Эффективность работы коммерческого банка во многом зависит оттого, насколько эффективна его процентная политика. Поскольку процентные доходы являются основным источником прибыли банка, то вполне понятен интерес к разработке и осуществлению. Во многом эффективность процентной политики зависит от пра ...
Трастовые операции
Доверительная собственность (или траст) в общем праве — это система отношений, при которой имущество, первоначально принадлежащее учредителю, передается в распоряжение доверительного собственника (управляющего или попечителя), но доход с него получают выгодоприобретатели (бенефициары). Учредитель ( ...
Экономические нормативы регулирования деятельности
коммерческого банка
Необходимость управления ликвидностью самих банков дополняется государственным регулированием в интересах макроэкономики. Посредством установления центральными банками государств показателей и норм ликвидности, контроля за соблюдением этих требований и общего надзора за деятельностью банков государ ...