Формулирование политики (политик) банка составляет один из этапов планирования его деятельности. Определить и утвердить свою кредитную политику — значит сформулировать и закрепить в необходимых внутренних документах позицию руководства банка как минимум по следующим вопросам:
а) приоритеты, банка на кредитном рынке, имея в виду под этим предпочтительные для данного банка:
- объекты кредитования (отрасли, виды производств или иного бизнеса);
- категории заемщиков (органы власти, государственные и негосударственные предприятия и организации, частные лица);
- характер отношений с заемщиками;
- виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов;
- схемы обслуживания кредитов;
- формы обеспечения возвратности кредитов и др.;
б) цели кредитования:
- ожидаемый уровень рентабельности кредитов;
- иные (не связанные непосредственно с получением прибыли) цели.
Для принятия банком обоснованных решений по указанному кругу вопросов важное значение имеют четкая и взвешенная постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период (т.е. хорошая постановка планирования в целом), адекватный анализ кредитного рынка (т.е. хорошая работа маркетинговой службы), ясность перспектив развития ресурсной базы банка, верная оценка качества кредитного портфеля, учет динамики уровня квалификации персонала и другие факторы.
В соответствии с Положением № 254 "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам ." уполномоченный орган (органы) банка принимает внутренние документы банка по вопросам классификации кредитов (ссуд) и формирования соответствующих резервов, которые должны соответствовать требованиям этого Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики и/или методов ее реализации. В указанных внутренних документах банк отражает, в частности:
1) систему оценки кредитных рисков, позволяющую классифицировать кредиты по категориям качества, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества кредитов и формирования резерва, чем это предусмотрело в Положении;
2) порядок оценки кредитов, в том числе критерии их оценки, порядок документального оформления и подтверждения такой оценки;
3) процедуры принятия и исполнения решений о формировании резерва;
4) процедуры принятия и исполнения решений о списании с баланса нереальных для взыскания ссуд;
5) описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников банка, участвующих в проведении указанной оценки;
6) порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;
7) порядок и периодичность определения стоимости залога;
8) порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;
9) порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;
10) порядок и периодичность формирования (регулирования) резерва.
При этом банк должен публично раскрывать информацию о своей кредитной политике в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
Полезная информация:
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе
В первом полугодии 2008 г. денежно-кредитная политика Республики Беларусь сохраняла стратегическую направленность на обеспечение условий для выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития страны. Целью денежно-кредитной политики в 2008 г. является защита и обеспечение устойчиво ...
Проблемы потребительского кредитования как банковского продукта АО
«Нурбанк»
Тенденция к росту объемов потребительского кредитования в РК сохраняется уже не первый год. В прошлом году физические лица получили в виде кредитов банков почти 300 миллиардов тенге, что почти на 50 процентов больше, чем в 2012 году. За шесть месяцев этого года объем кредитов достиг 440 миллиардов. ...
Сущность
и значение потребительского кредита
Потребительский кредит – это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п.). Потребитель ...