Итак, повышенный спрос среди россиян на кредиты без обеспечения бесспорно растет не только среди заемщиков, но и среди банков. При этом население совершенно не останавливает ни нестабильность в экономике, ни высокие процентные ставки по заемным средствам. Наиболее простым для понимания населения банковским продуктом являются именно потребительские кредиты, предоставление которых, как правило, не занимает у банка большого количества времени. Для большого количества банков России развитие данного сегмента – это прекрасная возможность диверсификации структуры активов и доходов - это является важным для повышения устойчивости бизнеса.
При повышенном интересе граждан к потребительскому кредитованию в 2012 году было отмечено приоритетов банков из POS-кредитования в сферу кредитов наличными (рисунок 4) и кредитных карт (рисунок 5).
Рис. 4. Интерес банков к различным сегментам
*Источник: Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Рис. 5. Уровень востребованности необеспеченных кредитов
*Источник: Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
В 2012 году портфель кэш-кредитов и задолженность по банковским картам увеличились в среднем на 70%, в то время как портфель POS-кредитов показал более чем скромный рост – менее 10%. Некоторые крупные участники рынка продемонстрировали снижение портфеля POS-кредитов. Банк Хоум Кредит, лидер рынка POS-кредитов, сократил портфель на 2%, при этом в три раза нарастив портфель кредитов наличными, и занял второе место в рэнкинге по данному показателю. Значительное сокращение POS-кредитования продемонстрировали и другие крупные участники рынка – Росбанк (-41%) и Банк Восточный (-48%). Минимальный рост в данном сегменте показал и Русфинанс банк (+4%). Рекордный рост портфеля POS-кредитов у МТС-Банка (4474%) во многом обусловлен эффектом низкой базы и активным распространением кредитных продуктов через сеть магазинов МТС в рамках ребрендинга банка. Хорошую динамику портфеля в сегменте POS-кредитов продемонстрировали КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК (4-е место, прирост портфеля +54%) и Банк Траст (+149%, 6-е место).
В лидерах карточного кредитования Банк «Восточный», который за год, с 2011 года, утроил свой портфель (36,8 млрд рублей на 01 .07 .2012) . Подобный рост во многом связан с отказом банка от ряда своих продуктов в пользу выдачи новых видов кредитных карт, в частности – совместный
проект с РЖД в рамках приобретения железнодорожных билетов в кредит. На втором месте ТКС Банк (+116,2%) . Благодаря агрессивной политике продвижения карт, в том числе через многочисленные одноименные салоны сотовой связи, на третье место поднялся Связной банк (+513%).
Данное снижение интересов банков России к рынку POS-кредитов было прогнозируемо, так как потенциал данного вида кредитования ограничен перечнем товаров и услуг, реализация которых доступна через кредитные схемы. Помимо всего прочего POS-кредитовании крайне сложно задействовать различные онлайн-сервисы, которые в настоящее время активно развиваются. Однако на динамике POS-кредитования с высокой вероятностью могли отразиться планы двух крупнейших госбанков – Сбербанка и ВТБ24 – по выходу в сегмент POS-кредитования. Государственные банки готовятся к масштабному выходу на данный рынок потребительского кредитования, тем более, что у них имеются все составляющие для успеха – это огромная сеть, дешевые пассивы и, конечно, бренд. В случае выхода государственных банков на данный рынок кредитования произойдет значительное смещение остальных участников. Остальные участники данного вида кредитования прогнозируя данные возможности предприняли попытки укрепить свои позиции в более доходных и менее конкурентных сегментах - это введение в оборот потребительского кредитования наличными по средствам кредитных банковских карт. Преимущества последней заключаются в возможности получения наличных, а, следовательно, дает возможность заемщику использовать денежные средства по своему усмотрению, не имея ограничений по целевому назначению кредита. Данное направление потребительского кредитования в настоящее время находится на начальных этапах развития. Значительный объем эмитированных карт был использован на операции по получению наличных денежных средств (порядка 78%), но движение все же началось, так как еще два года назад доля таких операций составляла всего лишь 87%. Данный вид потребительского кредитования, как правило, имеет высокие процентные ставки, но весьма заманчиво для многих держателей данных карт льготный период погашения задолженности по карте. Далее в таблице 1нами будут представлены предложения банков России по кредитным картам
Полезная информация:
Методы установления предельных сумм по факторингу
В мировой банковской практике обычно используют три метода установления предельных сумм по факторингу. Определение общего лимита. Каждому плательщику устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого факторинговый отдел автоматически оплачивает переуступаемые ему платежные треб ...
Взаимодействие пенсионного фонда России с другими структурами
Экономической основой социального обеспечения нетрудоспособных граждан в России служит система государственного социального страхования. Она включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, безработице, медицинского обслуживания и т.д. Для реализации в ...
Анализ применения пластиковых карт в Сибирском Отделении Сбербанка России
За последние годы Сбербанк стал крупнейшим и наиболее значимым финансовым институтом Центральной и Восточной Европы, а также одним из заметных участников мирового финансового рынка. Этот рост происходил на фоне исключительно динамичного развития российского банковского рынка. Возможности и потенциа ...